a863b4ce-caa8-4bda-b061-e799cb811156
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Фандрайзинг и благотворительность. Семинар для НКО
Дата: 11/11/2014
Автор: Якимова Мария Николаевна

Семинар для некоммерческих организаций в г. Москве "Фандрайзинг и благотворительность"

В среду, 29 октября 2014 года, прошел семинар для некоммерческих организаций столицы "Фандрайзинг и благотворительность". Его организаторами стали Московский дом общественных организаций и Институт общественного служения. Вел встречу Олег Решетников – директор Института служения, эксперт Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, психолог, кандидат педагогических наук.

Целью семинара было познакомить представителей и руководителей НКО с системой фандрайзинга, благотворительности и способами привлечения инвестиций и ресурсов в свою организацию. Эта тема на сегодняшний момент является вполне актуальной и пользуется популярностью у общественных объединений и фондов, поскольку им не всегда хватает собственных сил и вложений для реализации поставленных задач. В такой ситуации приходится прибегать к помощи спонсоров, меценатов, инвесторов. Но чем мотивировать тех, кто собирается вкладываться в развитие чужого дела? Как грамотно и точно преподнести свою идею, какие аргументы в свою пользу употребить, чтобы внушить доверие и заручиться поддержкой партнеров? Ответы на эти и другие вопросы попытался дать Олег Викторович в своей лекции-семинаре.

Свой семинар он начал с истории благотворительной деятельности, ее зарождения и развития до сегодняшнего момента. Раньше считалось, что благотворительность – это только удел богатых и власть имущих, способных отдавать "излишек" на благо остальных. Со временем пришло осознание того, что пожертвование и благотворительность – своего рода долг каждого человека, и любое развитое гражданское общество характеризуется высокой степенью гуманизма и взаимопомощи и уровнем социального сознания. Это норма жизни – помогать людям. Государство предлагает обществу взять на себя ответственность и обязательства за помощь согражданам и самим себе в том числе. Благотворительность важная и для тех, кто отдает деньги, и для тех, кто их получает.

Как показывает статистика, в Канаде 7% ВВП приходится на благотворительность. И этим благородным делом по большей части занимаются частные лица (их около 20%), далее – корпорации, фонды. Средства, как правило, идут на религиозные нужды (как институту), на образование, медицину, искусство, окружающую среду, защиту животных.

Олег привел запоминающийся пример с мультипликатором и режиссером Уолтом Диснеем. Как известно, он умер от рака вследствие курения. А свое имущество он завещал организациям, которые борются с табакокурением. Эта история иллюстрирует еще и высокую степень доверия к фондам и организациям, которые могут распорядиться капиталом человека, которого уже нет в живых и не имеющего возможность проконтролировать манипуляции со своими средствами.

Еще один достойный пример Олег привел из практики работы современных американских и швейцарских школ. Родители учеников в добровольном порядке отчисляют средства, чтобы сформировать для своих детей полный учебный день, который начинается в 8 утра и заканчивается в 8 вечера. 64% школ в Штатах придерживаются такой системы работы. Ученики не расходятся после 4-5 уроков и не пропадают на улицах. С ними до вечера занимаются преподаватели. В их занятия включена и общественная работа, и развитие художественного вкуса путем приобщения детей к музыке, живописи и т.д. Ребенок в такой среде развивается гармонично и становится полноценным членом общества с уже сформированными стандартами поведения. Такой подход к воспитанию детей свойственен странам с высокой степенью социальной ответственности.

Как показывает практика, благотворительность всегда адресна и имеет получателя. Это могут быть люди, которых мы знаем лично (соседи, друзья), реальные социальные сети (друзья друзей), виртуальные социальные сети, доверительные институты (церкви, медийные лица), которые могут грамотно распорядиться нашими вложениями, а также люди, просящие пожертвования. Чтобы реально оценить потребность в помощи, нужно всего лишь спросить. Каждый объект, для которого стараются благотворительные фонды, должен чувствовать себя частью общества и быть причастным к нему. Такой метод интеграции называется инклюзия. Объектами благотворительности могут быть больницы, школы, зоопарки, библиотеки, парки. Но есть то, без чего никакая благотворительность не принесет никому пользы – это идея. Идея самой деятельности, ее конечная цель, ее задачи должны быть прописаны до мелочей. В подробности и развернутости подачи своей концепции кроется секрет фандрайзинга.

Фандрайзинг – это привлечение денежных средств и других ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно. На привлечение средств, в первую очередь, влияет репутация организации, а во-вторую – программа фандрайзинга. Особой ценностью пользуются социальные проекты с показателями, которые можно оценить: количество людей, которые получат помощь, стоимость требующихся для объектов медицинских препаратов, техники и вещей, количество привлекаемых СМИ. С готовым бизнес-планом по реализации проекта можно приступать к переговорам с потенциальным спонсором. К источникам привлечения ресурсов Олег относит компании, частные лица, фонды и государственные органы. Источники могут выступать в качестве спонсора на условиях бартера, грантодающих организаций, меценатов или доноров. Некоммерческим организациям не стоит пугаться выражения "спонсор на условиях бартера", потому что даже при наличии грамотно продуманного бизнес-плана с подсчетом возможных рисков в выгодном положении должны оказываться обе стороны: те, кто просит, и те, кто дают.

Стратегия фандрайзинга сводится к нескольким пунктам: как было уже сказано, это бизнес-план, затем спонсорское предложение, выделение целевой аудитории проекта, установка доверительных отношений с партнером (спонсором), грамотное закрытие проекта. Постепенно следуя этим правилам, можно добиться значительных результатов в своем деле и на примере успешного проекта позиционировать себя в дальнейшем как надежная и обязательная организация.

Контакты для обратной связи:
Пресс-центр МДОО
Адрес: 109456, г. Москва, 4-й Вешняковский проезд дом 1, корпус 1 
Тел.: 8-495-657-65-42
E-mail: mdoo-mosportal@mail.ru 


 Новости и анонсы