48d6c477-758b-4cf9-abaf-c11d7335e861
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Бюджетный калькулятор — от игры к диалогу с властью
Дата: 01/10/2014
Автор: Якимова Мария Николаевна

Симуляционная модель «Бюджетный калькулятор для граждан», разработанная Центром фискальной политики при поддержке Открытого правительства, должна стать моделью построения диалога между властью и обществом и служить повышению финансовой грамотности россиян.

Бюджетный калькулятор — простое изложение доходных и расходных статей регионального или муниципального бюджета, которые сами граждане могут изменять онлайн и видеть результаты таких изменений. Предварительные итоги реализации этого проекта обсуждались 25 сентября на круглом столе при участии разработчиков, членов Экспертного совета при Правительстве, Минфина России, Аналитического центра при Правительстве, Всемирного банка, представителей пилотных регионов.

В прошлом году проект бюджетного калькулятора победил в одной из номинаций конкурса идей и решений по представлению «Бюджета для граждан», который проводился под эгидой Открытого правительства. «Бюджет для граждан» один из приоритетных проектов построения системы Открытого правительства и реализации принципа понятности государственного управления. Он представляет собой упрощенную версию бюджетного документа. В 2013 году Правительство России поручило Минфину, Минэкономразвития и министру Российской Федерации Михаилу Абызову совместно с экспертным сообществом провести обсуждение проекта «Бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для граждан» с учетом послания Президента о бюджетной политике в 2014–2016 годах. Первый федеральный «Бюджет для граждан» был опубликован в октябре 2013 года, а министр финансов Антон Силуанов говорил, что его ведомство также планирует в будущем развивать онлайн-симуляторы.

Для популяризации проекта также был проведен конкурс на лучшие идеи и решения по представлению «Бюджета для граждан» (организатор Аналитический центр при Правительстве). Форму заявок не ограничивали: это могли быть сайты или их разделы, инфографика, буклеты, мобильные приложения, онлайн-калькуляторы, даже мультфильмы и другие формы. Для участия в конкурсе было подано 95 заявок, проекты победителей были отмечены призами и внесены в библиотеку проектов. Второй конкурс проектов по представлению бюджета РФ для граждан объявлен в 2014 году, его итоги будут подведены к концу года. Помимо этого, Экспертный совет оказывает методическую и информационную поддержку партисипаторному и экстрабюджетированию — такие проекты направлены на вовлечение граждан либо в софинансирование проектов местного уровня, либо в выбор приоритетов.

Проект бюджетного калькулятора, предложенный Центром фискальной политики, получил президентский грант по направлению «Содействие и развитие диалога между властью и обществом». Благодаря этому он был реализован в четырех пилотных регионах — Вологодской и Нижегородской областях, Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии. В каждом из регионов бюджетный калькулятор разрабатывался для бюджета субъекта, бюджета одного городского округа, одного муниципального района и городского поселения, входящего в этот муниципальный район. По словам Галины Курляндской, сами симуляторы будут выведены на сайты соответствующих регионов и муниципалитетов в начале октября.

Бюджетный калькулятор позволяет гражданам уточнить, на что идут средства, увеличить или сократить по своему усмотрению те или иные расходы, узнать, какие будут последствия, выбрать способы увеличения доходов и экономии бюджетных средств, предложенных в бюджетном калькуляторе, и сохранить свой вариант бюджета, довести свое мнение до органов власти», — отметила Галина Курляндская.

Цели проекта: повышение бюджетной грамотности населения через разъяснение бюджетной политики, развитие конструктивного диалога между властью и обществом, учет приоритетов граждан при сокращении или увеличении бюджетных расходов. Органы власти, со своей стороны, смогут лучше понять потребности и ожидания граждан, оценить потенциал каких-то инициатив или даже скорректировать бюджетные решения.

Использовать бюджетные калькуляторы могут граждане с активной позицией (или просто любознательные), участники бюджетных слушаний, некоммерческие организации и организации по защите прав определенных групп граждан, члены общественных советов, молодежные парламенты, студенты, школьники старших классов.

При этом у разработчиков возникли сложности с внесением в модель самих бюджетных данных.

На 1 июля — даже на этот срок значительная доля субсидий не была распределена по субъектам, а значит, и по муниципалитетам. Фонд ЖКХ еще не перечислил средства на переселение из аварийного и ветхого жилья», — посетовала руководитель Центра фискальной политики.

В свою очередь, в Минфине надеются прежде всего на увеличение прозрачности бюджетных средств и повышение финансовой грамотности россиян. По мнению финансистов, особую ценность в бюджетных калькуляторах представляет то, что они показывают гражданам — у бюджета есть рамки.

Бюджет — это равновесие: если откуда-то взял, то туда нужно положить еще откуда-то… Невозможность выйти из этого равновесия завораживает, пугает, заставляет работать. Это ощущение равновесия есть у специалистов, но далеко не у всех граждан. Понимание того, что этим нужно играть в жестких правилах, — вещь непривычная. Бюджетный калькулятор — один из шагов и в попытках научиться работать с этим равновесием, и в попытках научить людей пониманию того, как трудно и иногда болезненно, мучительно создавать бюджет», — отметил замдиректора Департамента бюджетной политики Минфина России Андрей Блохин.

Бюджетный калькулятор позволяет узнать не только статьи тех или иных расходов, но и «поиграть» с цифрами — виртуально увеличить или уменьшить те или иные расходы и при этом понять, какие последствия возникнут (кроме дефицита или профицита бюджета). Например, бюджетный калькулятор для Вологодской области предлагает в качестве мер экономии бюджетных средств экономию 70 млн рублей на госзакупках. Если выбрать эту меру, система предупредит о риске снижения качества закупаемых товаров/услуг. На реструктуризации госучреждений можно сэкономить 227,6 млн рублей, но это может повлечь рост числа безработных и снижение качества госуслуг.

По отдельности каждая из реформ — программный бюджет, реформа госуслуг и так далее — вроде бы задуманы, а работают они, только если каждый из этих инструментов прозрачны, стыкуются легко друг с другом. Когда деньги не только в какой-то точке видны, открыты, но когда вся последовательность движения бюджетного рубля прозрачна, открыта, понятна, поддается анализу», — указал замдиректора Департамента бюджетной политики Минфина России Андрей Блохин.

Документы:
  1. Презентация бюджетного калькулятора для граждан


 Новости и анонсы