d94843b2-9400-49db-835f-b6076a27c4f9
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Конкуренция в сфере предоставления соцуслуг позволит повысить их качество
Дата: 01/10/2014
Автор: Якимова Мария Николаевна

30 сентября 2014 года в г. Уфе состоялась пресс-конференция заместителя главы Администрации городского округа Альфиры Минулловны Бакиевой, посвященная социальной поддержке пожилых граждан.

30 сентября 2014 года в муниципалитете состоялась пресс-конференция заместителя главы Администрации городского округа город Уфа РБ Альфиры Минулловны Бакиевой, посвященная социальной поддержке пожилых граждан.

- Существующая в настоящее время социально-демографическая тенденция к увеличению количества пожилых людей в общей массе населения страны требует новый подход к системе социального обслуживания населения, который должен быть направлен на повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания, - сообщила она. - Это явилось основанием для разработки и принятия нового Федерального Закона 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской федерации», который вступает в силу с 1 января 2015 года.

Этот закон заменяет собой два ныне действующих федеральных закона: от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" и от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Таким образом, будет серьезно изменена система социального обслуживания.

В тексте нового документа конкретизировано понятие «доступности социальных услуг» - равный, свободный доступ граждан к соцобслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Кроме того, оговорены ресурсы их поставщиков - приближенность к месту жительства получателей, достаточность количества поставщиков соцуслуг для обеспечения потребностей граждан в соцобслуживании, финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы. Также добавлено важное понятие «сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде».

Социальная услуга в новом законе понимается как действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Термин «клиент социальной службы» меняется на «получатель социальных услуг» - это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (социальные услуги).

Вводится понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», которое включает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные потребности.

Наряду с этим в новом законе отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», которое очень широко применялось в практике соцобслуживания. Вместо него вводится понятие «нуждаемость в социальном обслуживании», которое определено семью обстоятельствами, при этом субъекты РФ могут расширить и дополнить понятие «нуждаемость» по своему усмотрению

Также в законе появляется понятие «социальное сопровождение» - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к соцуслугам. Социальное сопровождение осуществляется на основе межведомственного взаимодействия путем привлечения соответствующих организаций.

Определена система соцобслуживания. Это:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере соцобслуживания, - таким органом является Минтруд РФ;

2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных Законом об основах соцобслуживания полномочий в сфере социального обслуживания, - Минтруд РБ;

3) организации соцобслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - государственные федеральные учреждения соцобслуживания;

4) организации соцобслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, - государственные учреждения соцобслуживания субъекта РФ;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации соцобслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие соцобслуживание.

Новая структура видов услуг в корне отличается от существующей: в ней уже не выделяется материальная помощь, консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта. Новый закон выделяет три вида предоставления соцуслуг: социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание - предоставление соцуслуг в определенное время суток; стационарное обслуживание - предоставление соцуслуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации соцобслуживания.

В каждом регионе законом субъекта РФ должен быть установлен перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Ключевым элементом становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму соцобслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по соцсопровождению. Программа составляется исходя  из потребности получателя соцуслуг и может быть пересмотрена не реже чем раз в три года. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования соцобслуживания.

Социальное сопровождение - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Оно осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия (определяется объектом РФ). Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Обращаться за получением соцуслуг гражданам теперь следует только в региональный орган соцзащиты. Этот же орган решает, признать или не признать гражданина нуждающимся в соцобслуживании, и составляет индивидуальную программу, с которой гражданин обращается за обслуживанием к тому или иному поставщику соцуслуг.

Таким образом, четко разделяются функции заказчика и поставщика услуги: сам поставщик теперь не имеет отношения ни к принятию решений, ни к составлению программы.

Форма заявления о предоставлении соцуслуг, примерная форма договора о предоставлении соцуслуг, а также форма индивидуальной программы услуг и рекомендации по определению индивидуальной потребности в соцуслугах должен утвердить Минтруд.

Новый закон предусматривает обязательное наличие реестра поставщиков соцуслуг, который будет вестись в каждом субъекте РФ и размещаться на сайте регионального органа социальной защиты населения. Включение в реестр поставщиков осуществляется на добровольной основе.

Значимым обстоятельством является то, что наличие поставщика в реестре служит основанием для выплаты поставщику компенсации из бюджета, если поставщик не участвует в выполнении государственного задания (заказа), но оказывает гражданину соцуслуги, предусмотренные индивидуальной программой. Иными словами, гражданин, получивший индивидуальную программу, имеет право обратиться за этим обслуживанием не только в государственное учреждение, но и к другому поставщику, при этом полностью или частично оплата этого обслуживания будет производиться за счет бюджетных средств.

Также предусмотрен регистр получателей соцуслуг, который ведется в субъекте РФ на основании данных, предоставляемых поставщиками услуг, но, в отличие от вышеуказанного реестра, эта информация уже не является открытой.

Новое законодательство должно установить партнерские взаимоотношения между государством и человеком, взять за основу индивидуальный подход и повысить качество соцуслуг за счет того, что государство перестанет быть единым их заказчиком и поставщиком. Участие негосударственных организаций предполагает создание конкурентной среды, вследствие чего должно повыситься качество оказания услуг. В то же время это требует серьезного государственного контроля за тем, чтобы негосударственные организации, частные лица оказывали их не хуже, чем госучреждения, а, наоборот, являли собой положительный пример.

На сегодняшний день законопроект о социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан находится на согласовании в Минфине РБ. Впоследствии документ будет передан в Госсобрание – Курултай РБ для дальнейшего рассмотрения и принятия. 

Контакты для обратной связи:
Администрация городского округа 
город Уфа Республики Башкортостан
Тел: (347) 279-05-79


 Новости и анонсы