92cdb016-8d20-4d11-bb88-7f1847da2467
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Социально ориентированная столица
Дата: 10/11/2013
Автор: Якимова Мария Николаевна

Курс на повышение уровня и качества жизни всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке муниципалитета, а также на сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения

Величие города определяют не только по тому, сколько в нем жителей, как велик его бюджет, как ярко сияют огни его улиц или как высоки его здания. Не менее важный показатель – уровень жизни социально уязвимых групп горожан: пожилых людей, одиноких матерей, инвалидов. В последние три года правительство российской столицы и мэр Сергей Собянин взяли курс на повышение уровня и качества жизни всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке муниципалитета, а также на сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. Москва должна стать удобным городом для всех горожан вне зависимости от степени их достатка и состояния здоровья.

Основы социальной идеологии столичной мэрии заложены в программе «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012–2016 годы». У нее три главные задачи. Во-первых, необходимо улучшить качество социального обслуживания горожан и найти новые формы социальных услуг для них. Во-вторых, городу предстоит повысить эффективность мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресной социальной помощи москвичам. В-третьих, в Москве необходимо сократить уровень бедности и социальной исключенности. На эти задачи городские власти выделили громадный бюджет: в 2012–2016 годах на социальную поддержку москвичей будет использовано 4,49 трлн. руб.

Приоритеты Департамента социальной защиты населения города Москвы можно понять, исходя из объемов финансирования разных направлений социальной политики. Так, на поддержку старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей город намерен использовать 3,6 трлн. руб. На помощь семьям с детьми запланировано выделение из бюджета 458,1 млрд. руб. Примерно в 220,4 млрд. руб. обойдется модернизация и развитие системы социальной защиты населения столицы. Интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп москвичей обойдется городу в 161,3 млрд. руб. Профилактика социальной исключенности будет стоить мегаполису 3,1 млрд. руб.

Таким образом, муниципальную помощь будут получать в первую очередь семьи с детьми, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, горожане, оказавшиеся в трудной ситуации. Тем не менее Департамент соцзащиты намерен усиливать ответственность граждан, которые получают помощь города, чтобы не допускать иждивенчества, к которому нередко приводит бесконтрольное дотирование людей в странах Западной Европы.

Крепкая семья – сильный город

В рамках новой социальной политики московские власти для малообеспеченных семей с маленькими детьми с 1 января 2012 года установили ежемесячное пособие в двойном размере. Одинокие матери теперь получают 3200 руб., малыши, чьи отцы отправились на военную службу, – 2400 руб., на детей «нельготных категорий» – 1600 руб. Особые выплаты предназначены матерям, родившим 10 и более детей, – до 10 тыс. руб. плюс дополнительные дотации. С этого же времени увеличен и размер компенсации родителям, занятым уходом за ребенком-инвалидом, – до 6000 руб.

сего в различных формах помощь города получат более 560 тыс. московских семей, в которых воспитываются почти 800 тыс. детей. Одним из достижений правительства Москвы можно назвать организацию бесплатного питания для учащихся 1–4-х классов в общеобразовательных школах. На это городские власти намерены за 5 лет потратить около 62 млрд. руб.

Ветеранам и пенсионерам помогут адресно

Фундаментом, на котором традиционно строится городской актив, являются пенсионеры и ветераны. Тем, кто отдал много сил развитию московского хозяйства и сейчас находится на заслуженном отдыхе, нужно обеспечить комфортные условия для активной жизни и долголетия. Обязательными условиями этого в современном городе являются высокий уровень материального обеспечения пенсионеров и увеличение числа пожилых людей, включенных в различные городские программы. Потому в ближайшие пять лет социальными услугами планируется обеспечить 100% ветеранов Великой Отечественной войны. Горожан пожилого возраста и инвалидов, охваченных системой соцобеспечения, должно стать 90%, а санаторно-курортным лечением необходимо будет обеспечить 85% обратившихся – к 2015 году количество выделяемых путевок должно достичь 160 тыс. Параллельно городским властям предстоит довести долю пенсионеров, доходы у которых ниже региональной величины прожиточного минимума, с 6,5 до 3%. Московским пенсионерам помогут и живыми деньгами: на региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на 5 лет более 600 млрд. руб. Финансы получат и ветеранские организации – на поддержку их работы предполагается выделить из бюджета около 3 млрд. руб. Всего на финансирование подпрограммы, содержащей мероприятия для пожилых людей, будет использовано 1,5 трлн. руб.

Мегаполис, удобный для всех

Важнейшей задачей современного муниципалитета становится социальная интеграция скрытого ресурса российского общества – инвалидов и маломобильных групп горожан. Во многих странах такие люди активно участвуют в жизни, занимаются спортом, работают. Подобное должно быть и в Москве, посчитали в Департаменте социальной защиты Москвы, разрабатывая подпрограмму, предусматривающую обеспечение равных возможностей всем москвичам. Планируется, во-первых, повысить эффективность реабилитационных услуг для инвалидов, а во-вторых, повысить для них доступность городской инфраструктуры и рынка труда. Планируется, что к 2016 году трудоустроены будут 84% инвалидов. Для этого необходимо создать более 12,5 тыс. рабочих мест и довести количество квотируемых рабочих мест для них до 40 тыс. Сергей Собянин отмечает, что крайне важно параллельно создать в городе так называемую безбарьерную среду – приспособить дома, улицы, общественные здания и офисы для передвижения маломобильных москвичей. К 2016 году доля всех доступных для инвалидов социально значимых объектов будет доведена до 85%.

Помощь всем без исключения

Нередко обитатели столицы оказываются не в силах самостоятельно справиться с обрушившимися на них проблемами и вызовами, которые ставит перед ними современный мегаполис. Череда трудностей иногда приводит к тому, что человек оказывается на улице, теряя возможность вернуться к нормальной жизни в обществе, к работе. Однако эта ситуация – проблема не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, и для самого города. Потому сегодня муниципальные власти активно развивают подпрограмму, направленную на преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости. Людям, попавшим на улицу без средств к существованию, будет оказываться помощь в специальных центрах, где с ними будут работать соцработники и психологи. Кроме того, впервые  муниципальные власти ставят перед собой задачи ресоциализации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, стараясь сделать все, чтобы они влились в нормальную жизнь города и не вернулись к криминалу. Кроме того, в подпрограмме представлен раздел, направленный на улучшение эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки в Москве, на снижение риска заражения людей болезнями, общими для человека и животных.

Модернизация системы социальной защиты жителей Москвы в цифрах

Общий объем расходов на пять лет – 210 млрд. руб.

На содержание сети социальных учреждений – 192 млрд. руб.

На строительство и реконструкцию социальных учреждений – 10 млрд. руб.

На программы социального партнерства, в том числе поддержку ветеранских организаций, – 3,5 млрд. руб.

На внедрение инновационных технологий и модернизацию социальных услуг – более 350 млн. руб.

Контакты для обратной связи:
Департамент социальной защиты населения города Москвы
Адрес: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр.
http://www.dszn.ru
«Горячая линия» Департамента: (495) 623-10-59


Открытые данные
Информация о деятельности НКО
 Новости и анонсы