fb85f01c-f65b-4421-8a5e-2a15f85bcd4d
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Конференция "Альтернативное образование"
Дата: 16/06/2014
Автор: Якимова Мария Николаевна

В г. Санкт-Петербурге прошла неформальная конференция, посвященная темам развития образования

Институт широкополосного образования: коротко о главном

Мы создаём систему альтернативного образования (мы называем его "широкополосным"). Мы – педагоги, научные сотрудники, мастера, специалисты - интересные, увлечённые люди из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов и сёл, а также из экопоселений. Отличительные черты широкополосного образования: системность, модульность, результативная деятельность, групповая работа, обучение как знаниям, умениям и навыкам, так и различным способам мышления, компетенциям и работе с ресурсными состояниями.

Исходим мы из следующих соображений:
 Структура образования меняется. Школа перестала быть единственным источником знаний. Значи-ü
мое место стали занимать различные кружки, курсы, мастер-классы, тематические лагеря, дистанци-
онное обучение (отсюда термин "широкополосное образование")
 Раньше система образования строилась с учётом того, что мир, в котором будут жить ученики,ü
известен. Для индустриального общества годилось конвейерное производство учеников - можно
было отдать заготовку человека в первый класс, и дальше школа-завод обтачивала исполнителя. Го-
товый продукт поступал на доработку в ВУЗ или, в большинстве случаев, сразу в использование
промышленностью – такое образование не успевало устареть. В современном быстро меняющемся
мире для успешной - и в смысле достатка, и в смысле самореализации - жизни нужно уметь многое,
чему в школе напрямую не учат: осознавать свои жизненные задачи и формировать стратегию их
решения; делать проекты, доводя их до результата; работать командой и уверенно чувствовать себя в
разных командных ролях; выбирать оптимальный для ситуации способ мышления (и иметь, из чего
выбирать); находить в себе и поддерживать рабочее ресурсное состояние; эффективно взаимодей-
ствовать с разными культурными средами. Образование теперь не заканчивается ни в школе, ни да-
же в ВУЗе – человек всё время учится сам.
 У школьного образования в нынешнем виде большие проблемы, и это проблемы принципиальные,ü
связанные с устройством системы – дальше лучше не станет, «надо что-то менять в консерватории».
Такая ситуация складывается не только в нынешней России – во всём мире. Мы чувствуем свою от-
ветственность за ситуацию.
 Есть большой ресурс для построения модульной системы образования. Наша задача состоит в том,ü
что из этих образовательных модулей собрать полноценную систему образования - выстраивая ло-
гистику прохождения модулей, педагогическое сопровождение работы в модуле, систему индивиду-
альных заданий между учебными курсами и т.д. Модули могут быть лекционно-учебными или при-
кладными - важно, чтобы они были существенно разными: с разными ведущими из разных культур-
ных сред, в разных городах, с различной атмосферой и деятельностью – эта неодинаковость моду-
лей позволит получать по-настоящему разностороннее образование. То, что за интенсив можно по-
нять больше, чем за год неторопливой учёбы, а потом закрепить результат, применяя полученные
знания в других модулях и/или передавая их другим ученикам – проверено многократно. Связыва-2

ние различных образовательных модулей в сеть позволит сделать такую систему образования це-
лостной и, кроме того, вовлечь в образование новых профессионалов.

Мы не ограничиваемся школьным образованием – раз образование не прекращается никогда, то
и присоединиться к нему можно в любом возрасте. У нынешних взрослых в детстве не было тех возмож-
ностей, которые теперь есть у детей – а чем, собственно, взрослые хуже?! Сейчас появляется большое
количество образовательных модулей для студентов, которые учатся не ради корочек: и по инициативе
корпораций, ищущих будущие кадры среди талантливых и энергичных студентов, и по инициативе
ярких преподавателей, которые хотят дать своим ученикам больше, чем вмещается во всё сужающуюся
учебную сетку. Так что мы пытаемся оседлать сильную волну и успеть построить работающую структуру
до того, как волна спадёт.
С чего мы взяли, что у нас получится - ведь не мы же первые такие умные? Во-первых, у нас сло-
жился союз из нескольких ярких творческих команд с педагогическим опытом, и нас вдохновляет по-
ставленная задача. Во-вторых, мы понимаем, что второго такого шанса может не быть: сейчас появилось
много возможностей - от интернета до выросшего достатка, от ухудшения ситуации в школе до возрос-
шей готовности родителей брать ответственность за образование детей на себя, но пока никто в полной
мере этими возможностями не воспользовался. В-третьих, ещё не полностью утрачено лучшее, что было
в предыдущей образовательной практике - существует огромный объём методических наработок, со-
зданных педагогами-новаторами в последние десятилетия, которые мы умеем и будем использовать.

Стратегия
Мы решили начать с подготовки кадров, то есть с Института Широкополосного Образования
(ИШО), который должен готовить педагогов для нашей системы. Потому что нужны люди, чтобы
система самовоспроизводилась и расширялась. И ещё потому, что образование в ИШО планируется
практическим, команды студентов будут делать педагогические проекты с самого начала, участвуя в
создании искомой системы образования для детей.
Подход к обучению студентов тот же, что и к обучению детей, с учётом большей взрослости - та
же модульная система, групповая работа, проекты, погружение в разные культурные среды. Учим тому,
что должен знать и уметь педагог - мышление, психология, организаторское мастерство, эрудиция и
умение её применять. Для пилотного курса открываем две специальности: педагог-организатор широко-
полосного образования (с расчётом на работу в системе широкополосного образования, а также в фир-
мах, заинтересованных в корпоративных образовательных проектах) и педагог дошкольного и младшего
школьного образования (целевая аудитория – родители детей соответствующего возраста, желающие
самостоятельно заниматься образованием своих и, возможно, дружеских детей).

3

Сейчас мы выделяем следующие позиции в институте широкополосного образования (ШО):

Держатель модуля
организует учебный процесс в рамках образовательного модуля. Профессиональный педагог или чело-
век, обнаруживший, что в его дело можно включить некоторое количество учеников так, чтобы это было
полезно и им, и делу. У нас есть представление о том, какие знания, умения и навыки (ЗУНы) нужны
будущим педагогам широкополосного образования, и мы ищем модули, позволяющие их получить.
Однако обучение различным типам мышления, компетенциям и ресурсным состояниям (МКР) возможно
на самом разном материале, поэтому к сотрудничеству приглашаются профессионалы из различных
областей. Важно, чтобы держатель модуля был готов за короткое время передать ученикам существенный
объём материала.
В начале взаимодействия с системой ШО держатель модуля формулирует:
 его тему,ü
 знания-умения-навыки, которые получат ученики,ü
 способы мышления,ü
 компетенцииü
 ресурсные состояния, на развитие которых направлен модуль,ü
 в каких микроролях смогут побывать ученики,ü
 предполагаемый способ проверки результата.ü
В документе «Держателям модулей» приведены списки ЗУНов и МКР, которым мы считаем необ-
ходимым учить, держатель модуля может подать заявку на его проведение самостоятельно, указав ЗУНы и
МКР из списка. В любом случае все подробности будут оговариваться с координаторами и средологами,
а непосредственно перед началом взаимодействия с группой – с её навигатором (см. ниже).
Возможны четыре варианта, как может быть организована работа держателя модуля:
 принять группу у себя,ü
 приехать к группе и провести модуль у неё,ü
 провести интерактивный курс дистанционного обучения,ü
 подготовить и выслать материалы, по которым другие держатели модулей или сама группаü
сможет обучиться.
В первый год работа держателей модулей, как и остальных сотрудников системы ШО, не оплачи-
вается либо оплачивается по частной договорённости с группой, т.е. скудно. Дальше мы рассчитываем
обеспечивать профессионалам ШО достойное вознаграждение.

Мастер-логик
носитель системного подхода, концепции, определённого взгляда на мир, способа мышления, видения и
понимания: естественно-научный подход и концепция устойчивого развития, теория открытых систем и
этология… Мастер-логик является держателем мета-модуля - он передаёт свой подход ученикам на
установочной лекции, и они идут на несколько модулей с заданием по применению предлагаемого
подхода. Даже если содержание модуля никак не подпадает под действие предложенного подхода 4

(например, модуль по теории групп, мастер логики – специалист по архетипам), материалом для выпол-
нения заданий мастера-логика может быть сама группа и её работа, взаимодействие с держателем модуля.
Такая система даёт дополнительные возможности для того, чтобы вывести ученика в активную, исследо-
вательскую позицию.

Навигатор
организует образовательный процесс отдельных учеников и групп. Определяет индивидуальные образо-
вательные траектории: порядок прохождения модулей и мета-модулей мастеров логики. Кроме того,
навигатор занимается проектами учеников, групповыми или индивидуальными – вместе с ними он
выпускает продукт (от учебных пособий до волонтёрской деятельности), частично основанный на
материале пройденных модулей. Задача навигатора – сделать так, чтобы необходимость в его поддержке
отпала.

Средолог
Существует некоторое количество культурных сред – математики, философы, ремесленники, богема,
бизнес, экопоселенцы, этнические и религиозные общины и т.п. Мы считаем важным взаимодействие с
этими средами – во-первых, это даёт по-настоящему разностороннее развитие (а умение найти способ
взаимодействия с человеком из другой культурной среды – ценнейшая компетенция), во-вторых, изучать
что-то намного эффективнее в среде людей, влюблённых в своё дело. Средолог – человек, понимающий
сущность некой среды, умеющий быть посредником между этой средой и остальным миром. Он опреде-
ляет, какие из модулей относятся к его среде, и консультирует навигатора, какой из модулей его среды
нужен данной группе в данный момент, в каком порядке эти модули лучше проходить. Средолог имеет
много знакомых в своей среде, он может договариваться о запуске новых модулей и решать вопросы с
уже имеющимися.

Координатор
соединяет систему в целое, решает финансовые, организационные и юридические вопросы, организует
систему информационной поддержки и взаимодействие между участниками ШО.

Сейчас идет проектирование и аудит различных образовательных модулей и курсов мастер-
логик. В сентябре мы рассчитываем открыть пилотный курс (несколько студенческих групп в Москве и
Санкт-Петербурге). А через год объявить открытый набор студентов в разных городах.
17-18 мая в Москве пройдет конференция, на которую мы приглашаем тех, кто хочет активно
включиться в наш проект.
Все, кому интересен проект и кто хочет принять в нем участие в каком-либо качестве, обращай-
тесь к координирующей группе: в Москве dlyavas@gmail.com, в Санкт-Петербурге domsredny@gmail.com

 

Контакты для обратной связи:
Елена Кожаринова
E-mail: dlyavas@gmail.com 
Тел.: 89067870343 


 Новости и анонсы