4538f3ae-2d61-4d80-a779-fae6c0131cb1
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
НКО и социальное обслуживание
Дата: 16/02/2017
Автор: Рондик Ирина Николаевна

14 февраля 2017 года состоялся круглый стол «Итоги работы и пути дальнейшего совершенствования механизма привлечения НКО, общественности к оказанию услуг в сфере социального обслуживания»

14 февраля 2017 года состоялся круглый стол «Итоги работы и пути дальнейшего совершенствования механизма привлечения НКО, общественности к оказанию услуг в сфере социального обслуживания».

Организаторами мероприятия выступили: Кемеровская региональная общественная организация «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив», департамент социальной защиты населения Кемеровской области при поддержке Общественной палаты Кемеровской области, комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, Совета народных депутатов Кемеровской области.

Представители НКО и органов власти, члены Общественной палаты Кемеровской области и руководители частных домов-интернатов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами обсудили опыт работы департамента социальной защиты населения по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг населению в сфере социального обслуживания и познакомились с актуальными тенденциями по включенности социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг.

Сегодня в России большое значение придается повышению эффективности социального обслуживания населения, в том числе путем активного привлечения негосударственных организаций, создание рынка социальных услуг, ориентированного на оказание социальной поддержки населению. Особое внимание со стороны государства уделяется конкурсному финансированию в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи. Учитывая Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 2016 года, грядущий процесс передачи соц. услуг от государства в надежные руки НКО очевиден.  От системы патронажа государство должно перейти к системе рыночных отношений в сфере социальной защиты. Особенность этого процесса состоит в объединении всех составляющих элементов гражданского общества: государственных, некоммерческих и бизнес-организаций, которые готовы предоставлять качественные услуги населению и, самое главное, строго следовать стандартам качества.

Работа по привлечению негосударственного сектора в систему социальной защиты населения в Кузбассе проводится с 2006 года и активно продолжается по сей день. Как отметила председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Совета народных депутатов Кемеровской области Ирина Синицына, департаментом инвестиций и стратегического развития администрации Кемеровской области сформирован и размещен на информационном интерет-портале реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, разработанный в соответствии с приказом Министерства экономического развития. В настоящее время в него входят 168 некоммерческих организаций, шесть из которых ликвидированы, остальные получили различные виды поддержи: финансовую, информационную, имущественную, кадровую. Наиболее продвинутой отраслью в сфере передачи негосударственным организациям бюджетных средств для оказания услуг населению на сегодняшний день является сфера социального обслуживания населения.

Департаментом социальной защиты населения в этой сфере наработан определенный опыт, которым поделилась с участниками круглого стола первый заместитель начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области Елена Воронина: «Работа по привлечению негосударственного сектора в систему социальной защиты населения началась с региональной целевой программы «Социальная поддержка населения Кемеровской области». Появилась субсидия некоммерческим организациям, которая предоставлялась на конкурсной основе из областного бюджета, это конкурс социальных проектов на консолидированный бюджет по направлению «Старшее поколение». По данным Ресурсного центра поддержки общественных инициатив, в рамках конкурса профинансирован 21 проект на сумму 778 тыс. рублей. С 2013 года проводится конкурс среди НКО по реализации социальных проектов, направленных на поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это профилактика семейного неблагополучия социального сиротства и жестокое обращение с детьми. С 2013 по 2017 годы на реализацию социально значимых проектов 11 НКО получили денежный грант на сумму 4 млн. 557 тыс. рублей. В 2017 году на данные цели в областном бюджете запланировано выделить 590 тыс. рублей. Старт конкурса 2017 года будет дан в марте».

На сегодняшний день, по данным департамента в Кемеровской области, социальные услуги в системе социального обслуживания оказывают 54 негосударственные организации: 14 - социальные услуги без предоставления проживания, 20 - с предоставлением постоянного проживания (400 – 450 коек). В основном это коммерческие организации (ООО, ИП и др.). В части оказания социальных услуг семьям с детьми работают 20 НКО. Кроме того, в рамках соглашения о сотрудничестве учреждениями социального обслуживания семьи и детей осуществляется взаимодействие с 22 религиозными организациями. В реестре среди 124 поставщиков – 2 негосударственные организации, НКО в реестре нет.

В своем докладе Елена Анатольевна подробно рассказала о резонансной деятельности организации по предоставлению стационарных услуг пожилым людям «Золотая осень», которая, несмотря на некоторые финансовые барьеры, уверенно продолжает свою деятельность и находит своевременную поддержку от департамента социальной защиты населения.

Также участники круглого стола более подробно познакомились с «дорожной картой», которая обеспечивает поддержку доступа негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг в системе социального обслуживания населения в период на 2016-2020 г.г. 

Председатель Общественной палаты Кемеровской области, председатель совета Ресурсного центра поддержки общественных инициатив Ирина Рондик рассказала о новых тенденциях по включенности социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг.

 «В Кемеровской области стоит задача подержать те некоммерческие организации, которые сегодня готовы предоставлять качественные социальные услуги, - отметила Ирина Николаевна. - Не случайно на площадках Общественной палаты Кемеровской области и Ресурсного центра поддержки общественных инициатив мы пытаемся наладить коммуникационную связь НКО с государственными структурами, привлечь представителей общественности к новым конкурсам и программам, которые помимо дополнительного финансирования дают колоссальный опыт и провоцируют положительную динамику развития организации. Сегодня таких организаций на рынке соц услуг, действительно, мало. К сожалению, в Кемеровской области пока не принято постановление о Координационном совете по развитию деятельности в социальной сфере. У нас не определен уполномоченный орган, который бы координировал эту работу. На мой взгляд, это одна из главных задач, над которой работает Общественная палата Кемеровской области. Экономический эффект от того, что делает некоммерческий сектор, огромен. Представители общественных организаций всегда работали на результат. Это говорит о том, что некоммерческий сектор способен создать реальный рынок социальных услуг и направить свою деятельность на поддержку наименее защищенных слоев населения».

О результатах оценки качества оказания социальных услуг населению в сфере социального обслуживания в 2016 году рассказала председатель Общественного совета по проведению независимой оценки качества оказания услуг государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания населения Кемеровской области Вера Дзюба: «Независимая оценка качества работы учреждений социального обслуживания населения традиционно проводится в целях повышения качества и доступности социальных услуг для населения, улучшения информированности потребителей о качестве работы учреждений, стимулирования работников на повышения качества предоставляемых услуг. Проводя независимую оценку, мы анализируем данные о качестве предоставляемых учреждениями социальных услуг, определяем уровень удовлетворительности потребителей на основании выделенных критериев, рассчитываем интегральную оценку качества работы и формируем рейтинг учреждений. Анализируя работу организации, мы составляем индивидуальные рекомендации и предложения по повышению качества оказания услуг, которые в дальнейшем организация может использовать в своей работе». 

Заместитель начальника Управления Минюста России по Кемеровской области Лилия Серебренникова познакомила представителей общественных организаций с Постановлениями Правительства, которые определяют перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг для некоммерческих организаций. «Они введены для того, чтобы в последующем организация, которая захочет войти в новый реестр исполнителей общественно полезных услуг, смогла получить заключение государственного образца о соответствии этим критериям», - пояснила Лилия Ивановна.         

Подводя итоги конструктивного диалога, участники круглого стола отметили, что представители бизнеса и НКО с большой неуверенностью и опасением апробируют социальную сферу и боятся вступать в реестр поставщиков соц услуг. Причины «неуверенного старта» социальных бизнес-проектов очевидны – невысокий уровень прибыли, большая ответственность за мало защищенную категорию населения и строгий контроль со стороны уполномоченных структур. Очевидным остается одно – вступление в реестр и соблюдение государственных стандартов, привлечет в организацию дополнительные средства, обеспечит финансовую, имущественную поддержку и позволит НКО выйти на новый уровень развития социальной сферы.

Контакты для обратной связи:
smk@kemail.ru


 Новости и анонсы