f01b63fb-9d88-4efe-aac5-32a178e4fbbf
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Людмила Бокова: в основе правозащитной деятельности - ответственность и решение конкретных проблем
Дата: 09/07/2016
Автор: Кошелева Татьяна Николаевна

На круглом столе под председательством члена Совета Федерации Людмилы Боковой обсудили некоммерческий социально-ориентированный проект «НародныйВопрос.рф». Проект является победителем конкурса Президентских грантов, проведенного Фондом ИСЭПИ, и представляет собой платформу для общения нуждающихся в юридической помощи граждан и экспертов-юристов. Согласно статистике проекта большинство обращений граждан на интернет-портал НародныйВопрос.рф – из отдаленных районов и сельской местности, то есть из мест, где другие формы юридической помощи гражданам практически недоступны.

7 июля 2016 г. в Поволжском институте Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) был проведен круглый стол «Защита прав граждан в условиях информационного общества: новые вызовы и возможности», который модерировал член Правления Общероссийской общественной организации "Российское управленческое сообщество участников Президентской программы" А.В.Долгов

- Целью мероприятия является совершенствование форматов межведомственного взаимодействия при организации защиты прав граждан, расширение возможностей для партнерства государственных органов с социально-ориентированными и правозащитными некоммерческими организациями, - такими словами член Совета Федерации, заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Л.Н.Бокова открыла дискуссионную площадку.

В работе приняли участие представители органов власти, ГУ МВД, контрольно-надзорных органов, юридических вузов, правозащитные и некоммерческие организации.

«Информационное общество» порождает не только новые виды экономической деятельности, создает новые профессии, совершенствует профессиональные связи и коммуникации, привнося очевидные блага. Оно же инициирует развитие новых видов правонарушений, и благодаря безграничным возможностям коммуникаций позволяет «модернизировать» уже существующие. Особенно незащищенными в этом смысле являются дети, которые очень быстро втягиваются в цифровую реальность, и их неокрепшее сознание подвергается наибольшему влиянию, в том числе и со стороны преступных сообществ.

Предложения по противодействию таким тенденциям прозвучали в выступлениях уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области Т.Н.Загородней, заместителя председателя Молодежного парламента при Государственной думе Н.Х.Алиевой.

Еще одним важным предметом дискуссии стал вопрос доступности юридической помощи для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных районах. Депутат Саратовской областной думы, декан юридического факультета СГУ Г.Н.Комкова на примере работы юридической клиники СГУ рассказала об опыте работы в этой сфере. Старший помощник прокурора Саратовской области, старший советник юстиции Т.В.Шестакова подчеркнула важность работы именно с отдаленными районами, а также особую значимость юридических клиник и необходимость их финансовой поддержки.

Участники также обсудили некоммерческий социально-ориентированный проект «НародныйВопрос.рф». Проект является победителем конкурса Президентских грантов, проведенного Фондом ИСЭПИ, и представляет собой платформу для общения нуждающихся в юридической помощи граждан и экспертов-юристов. Согласно статистике проекта большинство обращений граждан на интернет-портал НародныйВопрос.рф – из отдаленных районов и сельской местности, то есть из мест, где другие формы юридической помощи гражданам практически недоступны.

- Ни одна отдельная организация не способна в одиночку обработать такое количество обращений граждан, - прокомментировала руководитель проекта О.А. Долгова слайд с цифрами о том, что правовыми публикациями портала воспользовались более 300 000 читателей, и более 10000 из них обратились за адресной помощью, задав вопрос на портале. – Именно поэтому мы вовлекаем в социальное партнерство с проектом юридические ВУЗы, заинтересованные в качественной практике для своих студентов, правозащитные НКО, государственные органы, обеспечивающие защиту прав граждан.

В комментариях к выступлению участники дискуссии высказали ряд дополнений и замечаний, отметив в целом важность наличия такого инструмента коммуникаций с сельскими жителями и его потенциальную эффективность.

Декан факультета дополнительного образования Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) А. А. Рождествина рассказала об опыте правового просвещения и юридического консультирования граждан при помощи интерактивных форм взаимодействия с населения, которые используются в юридической клинике института, а также высказала мнение о необходимости расширения таких форм, в том числе и с помощью участия Института в реализации проекта «НародныйВопрос.рф». О возможном партнерстве с проектом заявили и представители контрольно-надзорных ведомств.

В результате дискуссии участники приняли рекомендации для дальнейшего совершенствования работы по защите прав граждан, которые будут направлены в соответствующие ведомства. В заключительной части мероприятия и.о. директора Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции В. В. Гурьев предложил опубликовать рекомендации, принятые по итогам работы круглого стола, в научном журнале «Правовая культура», подготовить информацию для населения по разграничению полномочий государственных органов, в которые могут обращаться граждане за защитой своих прав, а также провести следующий круглый стол по аналогичной теме на базе Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Международная правовая помощь» в ноябре – декабре 2016 года, где обменяться мнениями о ходе реализации принятых рекомендаций и определить дальнейшие возможности совершенствования защиты прав граждан в условиях информационного общества.

В заключение работы круглого стола Л.Н. Бокова обратила внимание участников, что для эффективной реализации намеченных рекомендаций придется поставить во главу угла три следующих принципа:

1) Доверие – чтобы граждане, обращающиеся со своим вопросом (по сути - за социальной услугой), были уверены, что ответы, которые они получат, -достоверны, а эксперты обладают необходимыми компетенциями;

2) Вариативность механизмов решения этих вопросов, и проистекающая из этого доступность – чем большим количеством способов граждане могут получить помощь в решении своих проблем, тем лучше, и право на развитие и поддержку имеют и очные, и дистанционные формы коммуникаций. И очень важно чтобы такие механизмы функционировали на местном уровне, чтобы они хотя бы частично снимали нагрузку с федеральных органов власти.

3) Ответственность – чтобы все участники процесса – и те что обращаются за помощью, и те что ее оказывают, были уверены, что и целью, и результатом этой правозащитной деятельности является решение конкретных проблем, вне зависимости от того, оказывает помощь государственный орган или правозащитная некоммерческая организация.

 



 Новости и анонсы