В семинаре приняло участие 35 специалистов из 13 образовательных организаций города и края, в том числе из городских школ МБОУ «Гимназия № 11 им. С, П. Дягилева», МАОУ «СОШ № 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля», МАОУ «СОШ № 16», МАОУ «СОШ № 66» и краевых образовательных учреждений – МАОУ «СОШ № 15» (г. Губаха), МАОУ «ООШ № 20» (г. Губаха), МБОУ «Кыласовская СОШ» (Кунгурский р-н), МБОУ «Насадская ООШ» (Кунгурский р-н), МБУ «Психологический Центр» (г. Чусовой), МБОУ ООШ №7 (г. Чусовой), МАОУ «Ленская СОШ» (Кунгурский р-н).
Работа семинара была организована благодаря команде экспертов Регионального Центра «ВЕКТОР». Основным тренером мероприятия была Концова Юлия Леонидовна – тренер, эксперт Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва), супервизор Регионального Центра «ВЕКТОР». На семинаре участники познакомились с понятием «буллинг» (травля ) - целенаправленное физическое или психологическое насилие одного (или группы детей) в отношении другого, более слабого ребенка; основными участниками этого явления – «жертва», «агрессор», «наблюдатель»; рассмотрели формы работы с каждым из них для предотвращения школьного насилия.
Особенностью семинара стало выступление участников, прошедших обучение в прошлом году по теме школьного насилия, и ставших стажировочными площадками Регионального Центра «ВЕКТОР». Одной из таких школ является СОШ № 25. Ее представитель - Завьялова Елена Владимировна, социальный педагог - презентовала участникам семинара результаты, которые были получены после года работы школы в рамках проекта по профилактике буллинга. Она также поделилась методическими разработками по работе с детьми, педагогами и родителями в целях профилактики и предотвращения школьного насилия.
Участникам важно было услышать, что кто-то в городе или крае этим не просто занимается, но и имеет на сегодняшний день положительный эффект: педагоги школы признали наличие проблемы в свих классах, начали разрабатывать индивидуальные планы работы с детьми и родителями, вести постоянный мониторинг своей работы, выстраивают взаимодействие с представителями органов опеки и попечительства, КДН, и полиции города.
Итогом семинара стала проектная командная работа участников. Каждая команда описала основные шаги по профилактике школьного насилия, риски и проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта, и основные возможности, способствующие достижению эффективных результатов.
Стоит отметить, что все участники проектного семинара проявили заинтересованность в решении проблемы школьного насилия. Во многом этому способствовала особенность работы тренера – эмоциональность выступления и подачи информации, постоянное внимание к чувствам участников. Активность и неравнодушие каждого из них в процессе работы подтверждало то, что данная проблема будет решаться в школах совместными усилиями педагогической команды.
Одним их важных итогов стало осознание участниками системного характера школьного насилия, особой роли педагога в возникновении и поддержании этого явления (в 90% случаев именно при негласной поддержке учителей происходит распределение ролей «жертвы» и «агрессора» между детьми). Поэтому, что бы изменить ситуацию с насилием в школе, важно работать всей школьной командой.
Из отзывов участников:
«Есть понимание того, что мы на правильном пути, есть уже наработки, которые нашли отклик в разных проектах. И тот проект, который мы сегодня проработали, будет интересен и для нашей школы, и для нашего коллектива, родителей, детей. Я сама очень заинтересована в дальнейшей работе по данному направлению!»
«Я подозревала, что эта проблема есть, поскольку в классе периодически возникали «терки» среди детей. Но как педагог, я не знала, как именно называется это явление и что с ним делать. Сейчас я поняла, что это такое, насколько серьезен буллинг в школьной среде, и что само оно не пройдет»
«Школьное насилие – явление актуальное и требующее внимания. Сейчас я понимаю, что нужно вести системную работу, чтобы буллинга вообще не было. Вам большое спасибо!»
«Мне всегда казалось, что такие мероприятия по предотвращению проблем буллинга должны быть точечными – с одним поработал, с другим. А когда я поняла, что это системная работа, и эту работу нужно выстраивать со всей школой, то поняла, что надо уже сейчас начинать работать именно в этом направлении»