f4b83757-ad24-424b-8406-1036bbaa54ee
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Социальные услуги НКО населению
Дата: 03/02/2016
Автор: Рондик Ирина Николаевна

2 декабря 2015 года в рамках программы «Социальные услуги НКО населению» состоялся круглый стол на тему «Поставщики социальных услуг: реальность, перспективы». Управляющие и директора частных домов-интернатов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами, представители Департамента социальной защиты населения и члены Общественной палаты Кемеровской области стали участниками конструктивного диалога о реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения».

2 декабря 2015 года в рамках программы «Социальные услуги НКО населению» состоялся круглый стол на тему «Поставщики социальных услуг: реальность, перспективы». Управляющие и директора частных домов-интернатов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами, представители Департамента социальной защиты населения и члены Общественной палаты Кемеровской области стали участниками конструктивного диалога о реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения».

Организаторами мероприятия выступили Общественная палата Кемеровской области, Департамент социальной защиты населения Кемеровской области, кемеровская региональная общественная организация Кузбасский центр «Инициатива»

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение ее уровня, качества и эффективности.

Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «стандарт социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании». Разобраться в системе нововведений, поделиться своим опытом, высказать опасения о вхождении в реестр поставщиков социальных услуг, а также обсудить вопросы сотрудничества смогли все участники круглого стола.

«Перспективы сегодняшней коммуникации очевидны: вы сможете не только поделиться личным опытом работы в этой сфере, но и получить ответы на вопросы, адресно касающиеся конкретной ситуации, - открыла заседание ведущая круглого стола, заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по социальной политике и качеству жизни населения Татьяна Ивановна Стародуб. – Общественная палата является той переговорной площадкой, которая объединяет всех для решения главных задач, касающихся региона. По итогам работы на основании ваших предложений будут выработаны рекомендации, которые в дальнейшем могут быть направлены в муниципальные органы законодательной и исполнительной власти».

Профессор кафедры государственного и муниципального управления, член Общественной палаты Кемеровской области Эдуард Николаевич Вольфсон предложил участникам поделиться личным опытом вхождения негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг, а руководителей организаций, зарегистрированных как частное предприятие (ИП, СОНКО, ООО) рассказать о личных опасениях и возможных рисках этой процедуры.

Ольга Анатольевна Суколина, главный бухгалтер АНО «Центр социальной защиты и поддержки пожилых людей» село Березово Новокузнецкого района (некоммерческая организация первая в Кемеровской области вошла в реестр поставщиков соц.услуг):

 - Свой центр изначально мы создавали как некоммерческую организацию, которая занимается уходом за пожилыми одинокими педагогами, выбирали ту форму, которая была ближе к государственной, поскольку наша организация не предполагала получение прибыли. Постепенно узнали о видах поддержки, которую может предоставлять государство таким НКО: поддержка в виде субсидий, предоставление муниципальной собственности для безвозмездного пользования. Основываясь на законе об НКО, мы надеялись, что нашу организацию обязательно поддержат. Власти долго не давали здания, потому что не верили таким «энтузиастам» как мы, работающим за идею. Спустя два года нам выдели здание бывшей школы. Мы сразу заключили договор безвозмездного пользования. Но ремонт пришлось делать на собственные средства, которых у нас к тому времени не было. Благодаря открытым информационным ресурсам вышли на конкурс фонда Региональных социальных программ «Наше будущее». Организаторы принимали заявки и от НКО, которые только начинают собственные проекты. Мы подали заявку, и кураторы фонда помогли написать бизнес-план. Они давали беспроцентный целевой займ на 5 лет. Нам нужно были эти средства, чтобы завершить ремонт, приобрести оборудование в столовую, мебель для комнат. В финале мы стали победителями конкурса и завершили все задуманное.

Когда мы узнали о 442-ом законе, который предполагал субсидирование некоммерческих организаций, поняли, что это наш шанс. Передали в департамент свои документы, но ответа, к сожалению, не получили. Тогда мы обратились в Общественную палату Кемеровской области. К нам приехала комиссия и благодаря помощи Общественной палаты Кемеровской области мы вошли в реестр. Спустя некоторое время в организацию пришло письмо, что Федеральный Закон не предусматривает возможности автоматического выделения субсидий, негосударственным поставщикам соц.услуг. Реестр поставщиков социальных услуг формируется с целью информирования населения, мониторинга и контроля в сфере социального обслуживания.

У нас 1000 рублей - стоимость в сутки для проживания. Туда входит шестиразовое питание. При этом мясо, молоко и овощи мы берем в деревне. У нас работают 12 человек, которые живут в селе. Кроме двух маленьких магазинов здесь больше негде работать. Мы единственные, кто предоставляет им официальное место работы. Из своей деятельности мы не извлекаем прибыли. Для инвалидов труда и войны мы сделали проживание по 800 рублей в сутки. Сейчас все постояльцы – это ветераны, войны, труда и все равно эту сумму тяжело оплачивать их родственникам. Конечно, войдя в реестр, мы бы хотели, чтобы государство нам возместило недостающую сумму. К сожалению, с Департаментом связи до сих пор не налажены. А вот, например, правительство Омской области уже давно занимаются этим вопросом, они обращают внимание на частный сектор. Содержание бюджету одного человека обходится в 30 тыс рублей, они возмещают частникам 14 тыс. В Омске уже открылось 8 частных домов для престарелых. С 2015 года субсидии на открытие частных пансионатов по предложению правительства Омской области предусмотрено не только на уровне регионов, но и через Федеральный центр. То есть они обратились в Минэкономразвитие. Может быть к 17 году мы найдем местных инвесторов, которые вместе с государством нас поддержат.

Степанова Татьяна Николаевна, начальник договорного отдела ООО «Золотая осень» Юргинского района:

- Форма собственности у нас другая, но проблемы у всех одни. Общество с Ограниченной Ответственностью – это бизнес, но прибыли у нас нет . Мы работаем год в убыток. Ситуация с Департаментом у нас другая, отношения сложились, с нами выходят на связь. Реальная помощь была оказана, может, потому что территориально мы ближе и имеем возможность личного общения. Мы зарегистрировались на сайте и уже находимся в реестре. Но организация  столкнулась с другой проблемой. Мы пытаемся отчитаться за ту работу, которую провели и надеемся на получение какого-то финансирования. У нас не определен момент самоотчетности. Свою отчетность переделываем по четыре раза. Я считаю, что советская бюрократическая система в Департаментах сидит очень крепко. У нас существует программа, в которую мы обязаны подавать перечень услуг, за все это мы отчитываемся в электронном виде. Этот же перечень отчетности должны предоставить в наглядном «бумажном кейсе». Такой момент мне не особенно понятен. На сайте существует справка отчетности, мы перечисляем перечень программ по каждому постояльцу, также предоставляем наличие индивидуальных программ в Департамент. Когда мы заключаем договор на оказание услуг, тоже все это прописываем. для отчетности мы предоставляем копию полностью индивидуальной программы, мы должны в каждой справке описать перечень услуг в соответствии с этой программой. То есть, чтобы правильно оформить все документы на одного постояльца, нужен отдельный секретарь. Этот момент нужно доработать. Если мы предоставляем саму индивидуальную программу, зачем мы ее дублируем на каждом этапе несколько раз. На сегодняшний день у нас мало постояльцев это не очень сложно. И мы не поняли, как будет проходить возмещение – мы будем опираться на тарифы Департамента, если тарифы будут утверждены, они будут значительно ниже того уровня, на котором мы сейчас работаем.

Мы конкретно являемся арендаторами, арендуем помещение, где коммунальные услуги оплачиваем дополнительно. Они ежеквартально возрастают. Сложно понять, какие проценты или от какой разницы государство готово возместить средства. Тарифы должны быть утверждены раньше, хотя бы на начало года.

Татьяна Степановна Кривова индивидуальный предприниматель организация «Опека+» г. Топки:

Сначала мы ухаживали за пожилыми людьми у них дома. Это стало отнимать много времени и постояльцев, нуждающихся в заботе, я стала приглашать к себе домой. С этого все и началось. Вынуждена была купить дом в деревне, где цены на жилье значительно снижены. Постоянно экономим, работаем на энтузиазме без какого-либо дохода.  Сегодня в квартире проживает 7 человек. Это коттедж на 2 хозяина, максимум там могут жить 8 человек. К нам приходят брошенные люди без определенного места жизни. Пенсия у них, если и есть, то очень маленькая 5-6 тысяч. Проблема в том, что у нас контингент такой - ассоциальное направление. В плане поддержки денег и лекарств у нас нет. О реестре мы до сегодняшнего дня ничего не знали.

Инга Викторовна Каленская ИП, директор Дома временного пребывания пожилых людей и инвалидов «Берегиня» г. Кемерово:

Я тоже отдала свою квартиру под частный дом-интернат. До сих пор работаю сама. Сиделки в организации, к сожалению, временные, приходящие и уходящие. На эту работу идут в основном безответственные люди, не понимающие свои обязанности. Мне и им хочется помочь, официально трудоустроить, но нет возможности платить за недобросовестных сотрудников налоги. За 12 тысяч они не хотят делать такую тяжелую работу. Сейчас мы «скитаемся по квартирам», но процесс на выкуп здания все же продвигается. У организации не получается наладить отношения с банком. Банку нужны гарантии, что я смогу выплатить, например, три миллиона, которые возьму в кредит. Таких гарантий предоставить не могу. На сегодняшний день мы ищем сотрудничества, чтобы вместе решать эти проблемы. У меня есть желание работать, - а это главное. Сейчас у меня находится 20 человек без постоянной пенсии, многие из них – люди с улицы.

Ирина Васильевна Митковская директор АНО «Дом у реки»:

Мы называем наших работников не сиделками, а няньками. На сегодняшний момент у нас проживают 124 человека в четырех отделениях. Мне повезло, что я собрала хороший, работоспособный коллектив. На это ушло много сил и времени. Как бизнес свою организацию я не рассматриваю, я не понимаю, как на этом можно заработать. Чтобы войти в реестр, сначала нужно подумать, чем это нам грозит. Многим из нас придется перестраивать здание, брать другой персонал, другие качества услуг, а подстраиваться под завышенные государственные стандарты не так-то просто.

Юлия Владимировна Догадина директор ООО «Алекс», Дом для ухода за пожилыми «цветы мудрости», п. Новый, Ленинск-Кузнецкий район:

Работаем уже четвертый год. Здание у нас было в собственности, во многом это упрощает задачи. Изначально, все подводные камни, которые возникали по ходу работы, были для нас «не осязаемы». Сейчас учимся на собственных ошибках. На данный момент бюджет организации составляет приход минус расход. Прибыли ноль. Это уже не бизнес,  а благородное дело, которое стало для нас образом жизни. Наши бабушки и дедушки – это наша семья. Мы задумывались о том, чтобы вступить в реестр. Эта тема у нас постоянно стоит на повестке дня. Но к нововведениям мы очень настороженно относимся. Не замучают ли нас проверками региональные власти? Мы помним, чего стоило установить только одну пожарную сигнализацию. У нас обычный жилой коттедж, который мы сейчас переделываем под те нормы, которые от нас требуют. Иногда впадаем в отчаяние и понимаем, что порой нам проще закрыться. Жители нашего региона не готовы платить 1000 рублей за день. Это не те зарплаты и пенсии. Свою деятельность в будущем мы рассматриваем не как доходное предприятие, а как некоммерческую организацию с благотворительной направленностью.

Людмила Анатольевна Попик ИП, Дом по уходу за пожилыми и инвалидами Промышленновский район:

На рынке мы три года и в ближайшее время планируем поменять статус и войти в реестр. У нас жилой коттедж, купленный в кредит. Входим в положение каждого клиента и тоже от своей деятельности не получаем прибыли. Установленная стоимость в сутки от 500 до 700 рублей. Проживают от 20 до 30 человек.

По итогу высказанных проблем, с которыми столкнулись в результате своей деятельности поставщики социальных услуг, Эдуард Николаевич Вольфсон резюмировал три основных дискуссионных вопроса, адресованных первому заместителю начальника департамента социальной защиты населения Кемеровской области Елене Анатольевне Ворониной: опасения вступления в реестр, проблема с возвратом, частичной компенсацией средств и проблема взаимодействия с местными органами власти и неровные информационные потоки с Департаментом.

«Социальное обслуживание у нас в области представлено 28 государственными социальными учреждениями, в которых на сегодняшний день проживают 6,5 тысяч постояльцев. - отметила Елена Анатольевна Воронина. – На уровне Российской Федерации утверждено положение о четко регламентированной деятельности таких учреждений. В законодательстве зафиксированы большие требования к питанию, к условиям проживания, к стандарту метража, например, сколько метров должно быть на одного человека в жилой комнате, общей комнате. Четко установлены нормы питания. Не должно быть никаких полуфабрикатов. Все это четко отслеживается и проверяется представителями государственных структур. Очень большие требования регламентированы по пожарной безопасности. Помимо автоматических пожарных сигнализаций, руководители пансионатов для пожилых людей должны установить в помещении автоматические системы водотушения. Требований очень много! 442 закон предусматривает повышение конкуренции качества услуг, это должны быть организации премиум-класса. Закон также позволяет «разгрузить» бюджет как субъектов, так и регионов. Чтобы закрыть какое-то учреждение и отдать эту нишу, финансируемую государством другой организации, требования к ней должны полностью соответствовать государственным стандартам. В реестр может попасть каждый. Вы можете подать пакет документов, и если он соответствует требованиям, вас внесут в реестр. Организации, которые входят в реестр, могут рассчитывать на возмещение затрат нескольких типов: возмещение государственного заказа (если мы полностью закрываем свое учреждение в целях экономии бюджета, мы оплачиваем только услуги частному предприятию) и компенсация (по перечню предоставленных социальных услуг мы имеем право компенсировать вам средства по тарифу). Тарифы можно рассчитать только по рассмотрении нормативно подушевого финансирования. Они утверждаются раз в год».

По итогам совместного обсуждения участники круглого стола подняли вопрос, касающийся обучения специалистов, работающих в сфере оказания социальных услуг. Руководители пансионатов для пожилых людей готовы учиться и хотят повысить свою квалификацию, пройти курс специализированных занятий. Все участники встречи пришли к единому мнению о проведении следующей встречи на территории любого пансионата. Чтобы на месте, наглядно разобраться в проблемах, которые не теряют своей актуальности.   

 

Контакты для обратной связи:
smk@kemail.ru


Открытые данные
Информация о деятельности НКО
 Новости и анонсы