9fdeb23b-ced7-4511-808e-30cb3ca50476
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Сергей Ефремов: о некоммерческом секторе, гражданском обществе и роли власти в Якутии
Дата: 21/09/2015
Автор: Кочева Ольга Николаевна

Коворкинг-центр Фонда будущих поколений посетил Сергей Ефремов, референт Министерства экономического развития Российской Федерации. Мы задали ему несколько вопросов.

Сергей Владиславович, что вам понравилось в Якутии?

Понравилась её уникальность. Я говорю не только про всем известные географические и природные особенности Якутии, но и о самих якутянах, которые подспудно, даже двигаясь в ногу со временем, умеют сохранить свой дух, традиции, взгляд на вещи, делятся своей культурой и тем самым обогащают насыщенную культурную мозаику, из которой сложена наша большая страна. Якутяне радушны. При этом я говорю, как про якутов, так и представителей других малочисленных народов, населяющих республику, эвенов, юкагиров, с кем мне удалось пообщаться, но, уверен, и других, с кем, надеюсь, удастся повидаться в будущем. При этом якутяне готовы и хотят развития, открытости, достаточно активны с гражданской точки зрения. Появляется уникальное сочетание: стремления к инновациям в социальной, экономической, технической сфере и одновременно уважения традиций, культуры и устоев своих народов и предков. Такое сочетание вызывает большое уважение.

Очень понравилась высокая культура поведения на дорогах. За все время не отметил ни одного нарушения ПДД. Безусловно, это важное достижение местной администрации, а главное – другим субъектам Российской Федерации есть с кого взять пример.

При всех проблемах, связанных с наличием труднодоступных территорий и доступом к скоростному интернету, удивило, как Якутия продвинулась в области использования коммуникационных технологий. Безусловно, для развития региона, а также поддержания единства информационного пространства, в ближайшую перспективу важным будет развитие и использование информационных сервисов для общения, а также обеспечения доступа населения к государственным услугам. Якутия – уникальная площадка для апробации новых информационных технологий, внедрение которых должно, безусловно, учитывать наиболее современные технологические и социальные веяния, а также задачи в области обеспечения безопасности связи.

Как вы оцениваете работу коворкинг-центра Целевого фонда будущих поколений?

На мой взгляд, Фонд движется в правильном направлении, создавая площадку для взаимодействия региональных НКО, а также для их консультирования по правовым, бухгалтерским и иным вопросам. Во время моего пребывания в Республике не раз слышал о том, что НКО испытывают трудности в регистрации, в поиске партнеров в других субъектах. Ко мне обращались региональные лидеры социальных проектов в области профилактики лудомании, поддержки студенческих инициатив, психологического консультирования. Остро стоят вопросы правового сопровождения деятельности новых проектов, поиска их финансового обеспечения, поиска квалифицированных кадров и надежных партнеров. Коворкинг-центр – это место, где лидеры местных НКО, а также новых гражданских инициатив могут собраться, высказаться, обменяться мнениями.

Любопытно, что в одном здании с коворкинг-центром находится ряд государственных учреждений, в частности, управление Минюста России по Республике Саха (Якутия), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) и другие. Само здание, где расположен центр, находится на площади Ленина, в близи от ключевых государственных органов Республики и органов власти города Якутска. Такая близость и уникальный опыт Фонда по работе с органами власти при реализации социальных проектов за счет бюджетных средств могут использоваться на благо развития социально ориентированного некоммерческого сектора. Фонд может стать проводником лучших социальных инициатив, идущих «снизу», от сектора - «наверх», во власть, обеспечить связку в работе некоммерческого сектора и органов власти. В конце концов, и там и там зачастую решаются одни и те же или схожие социальные задачи: профилактика социального сиротства, поддержка молодежи, материнства и детства, поддержка инвалидов, развитие территорий, ЖКХ и т.д. Выражаясь в научных терминах, у Фонда есть уникальная возможность развить имеющийся богатый закрытый социальный капитал – в открытый.

Рекомендую также присмотреться к деятельности тех социально ориентированных НКО, которые уже получили субсидии Минэкономразвития России на создание и развитие ресурсных центров и осуществляют свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия). Их целесообразно привлекать к участию в деятельности коворкинг-центра. Если выяснится, что, несмотря на их деятельность, остается некоторый правовой, методический или информационный вакуум, тормозящий развитие некоммерческого сектора и гражданских инициатив, тем более важным будет наличие регионального ресурсного центра по поддержке социально ориентированных НКО (СОНКО), который сможет его заполнить. Учитывая организационный и программный опыт Фонда, думаю, он мог бы стать такой площадкой.

При этом обращаю внимание, что на пути формирования ресурсных центров не должно возникать нездоровой конкуренции. Надо помнить, что все социальные инициативы должны, прежде всего, работать на благо общества, Республики, страны.

Как Вы оцениваете состояние и перспективы развития сферы НКО в Республике?

Согласно данным Росстата в 2014 году на территории Республики действовала 1881 социально ориентированная НКО. Из них лишь 42 организации имели нежилое помещение в собственности. В 2014 году на 45% выросло количество СОНКО, у которых нет помещения. При этом размер поступлений денежных средств и имущества СОНКО Республики – чуть более 6 млрд рублей, из которых 1,6 млрд руб. – поступления из региональных бюджетов и лишь 110 млн. руб. – поступления из муниципальных бюджетов. 1,8 млрд руб. – поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций, за исключением дохода от целевого капитала, и лишь 776 млн. руб. - поступления (включая пожертвования), гранты от российских физических лиц, за исключением денежных средств и иного имущества, полученного по завещанию в порядке наследования.

В секторе СО НКО Республики занято около 9 600 человек и 29 000 добровольцев. В 2014 году снизилось количество добровольцев. В 2013 году их было около 34 000 человек. При этом где-то на 40% выросла численность внешних совместителей и количество нештатных работников, привлеченных по гражданско-правовым договорам.

В этой ситуации важно понимать, чем обусловлено падение численности добровольцев, а также падение обеспеченности помещениями. Важно также идентифицировать те коммерческие организации, которые жертвуют деньги СО НКО, понять их мотивы, понять проекты, на которые предоставлены средства и их эффективность. Необходимо решать проблему с наличием помещений. Наличие коворкинг-центра Фонда – важное продвижение в решении этой проблемы, но недостаточное. Необходимо развивать способности сектора привлекать деньги других фондов, а также граждан. Если граждане дают деньги НКО, значит они ей доверяют, значит НКО, скорее всего, эффективна, ведь безызвестной и неэффективной организации вряд ли будут давать деньги из своего кармана.

Присутствуя на Форуме новаторства, который проходил в августе в Якутске, я отметил для себя несколько важных вещей. Первое, в Якутии есть активная молодежь, которой небезразлична судьба родной Республики и страны. Второе, эта молодежь работает и учится не только в Якутии, но и на территории других регионов, думает о будущем Якутии. Третье, эта молодежь готова и хочет работать с органами власти, понимает, что она может помочь и принять участие в реализации государственной политики. Четвертое, власть в Якутии понимает важность подготовки молодого поколения, его образования, подготовки новой смены, которая будет руководить Республикой. Пятое, эта молодежь готова стать агентами будущих изменений на благо Республики. Развитие гражданского общества в Якутии будет во многом связано с деятельностью её молодежи, но также и умением консолидироваться, верой в собственные силы и, конечно же, готовностью власти работать с гражданским обществом и некоммерческим сектором.

Кстати, хочу отметить, что когда Агентство стратегических инициатив, председателем наблюдательного совета которого является Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, проводило несколько лет назад исследование по регионам, о том, готовы ли органы исполнительной власти субъектов проводить разгосударствление социальных услуг за счет бюджетных средств и работать с негосударственными организациями, абсолютное большинство руководителей региональных министерств поддержало эту идею.

Как вы считаете: какие меры нужно предпринять для развития НКО в Республике?

Смотря кому. Сектор НКО не развивается в вакууме. НКО – это во многом инструмент. Инструмент, которым пользуется общество, которым пользуется власть, которым пользуется бизнес. НКО как инструмент позволяет решать при этом самые разные задачи. Я буду говорить о задачах социального развития. К этим задачам, в той или иной степени, причастны все.

Я бы разделил действия со стороны власти и действия со стороны гражданского общества, которое может быть представлено как НКО или как вполне коммерческий бизнес.

Безусловно, важно развивать механизмы общественных советов и роль региональной общественной палаты в консолидации интересов гражданского общества и во взаимодействии с властью. НКО должны быть готовы и уметь работать с властью, а власть должна создавать условия для развития гражданского общества и стремиться поддержать наиболее перспективные социальные проекты.

Следует расширять перечень реально, подчеркиваю, реально действующих механизмов по государственной поддержке социально ориентированных НКО. Я говорю не только о финансовой поддержке, которая, кстати, должна оказываться, прежде всего, на конкурсных, транспарентных началах, но также об информационной, консультационной, методической, имущественной поддержке СО НКО. Я говорю о развитии программ профессиональной подготовки сотрудников СО НКО, о поддержке добровольческого движения и других инструментах. Замечательная возможность показать роль добровольцев – задействовать их в организации игр «Дети Азии». Часто упоминается, что олимпийские игры в Сочи во многом способствовали развитию добровольческого движения в нашей стране, а также популяризации идей спорта и здорового образа жизни.

При этом действия власти по поддержке СОНКО должны быть четкими, понятными, прозрачными. Это та сфера, где необходим открытый диалог и, кстати, готовность к конструктивной критике, в частности. При этом необходимо проводить регулярную оценку результативности своей политики по поддержке СОНКО. Для этого целесообразно привлекать ведущие независимые научно-аналитические центры.

Очевидно также, что в развитии сектора немалую роль должны сыграть улусы, муниципальные образования, особенно, находящиеся далеко от административного центра. Для этого им необходимы финансовые средства, методическая и информационная поддержка со стороны республиканского правительства. Возможно, задачу обеспечения финансовой устойчивости гражданских институтов в удаленных улусах можно решить через механизм фондов местных сообществ, т.е. решение социальных проблем «вскладчину», но при условии профессионального управления ресурсами. Необходимо развивать туристический потенциал, чтобы обеспечить поступление средств в муниципальные бюджеты. Но это отдельная тема. Проблема стоит тем острее, что даже если посмотреть на проекты, реализованные Фондом, большинство из них касаются улусов, прилежащих к Якутску, и самого Якутска, тогда как определенные гражданские и социальные потребности существуют и в удаленных районах севера Республики.

Однако нельзя взвалить всё на власть, а самим сидеть сложа руки и критиковать. Власть не может и, более того, не должна нести ответственность за всё происходящее в обществе. Она должна помогать развиваться гражданским инициативам, но не подменять их собой. Развитие зависит и от других граждан, социально активных, готовых к эволюционным изменениям, готовым к диалогу. Надо учиться работать вместе, понимать ответственность и иметь чувство сопричастности к происходящему не только в семье или сообществе, но также в своем селе, городе, Республике, стране. Необходимо развивать правовую и информационную грамотность населения.

Уверен, что с распространением информационных технологий, гражданское общество в Якутии можно и необходимо консолидировать через социальные сети. Население активно использует WhatsApp. Несмотря на то, что этот сервис разработан за пределами страны, распространенность этой технологии показывает, что существует острая потребность в снижении дефицита коммуникаций, что люди пытаются преодолеть географическую удаленность. Не секрет, что социальные сети не раз помогали российскому обществу консолидироваться во время стихийных бедствий, пожаров и наводнений. Эти технологии безусловно важны, и лидерам некоммерческого сектора, бизнеса и власти предстоит исследовать, как эти технологии могут быть использованы для решения отдельных социальных задач (раннее информирование и консультирование, вызов специальных социальных, медицинских и других служб в удаленные районы, оперативный мониторинг социальной обстановки и т.д.). Необходимо расширять доступ к скоростному интернету на территории всей Республики. Учитывая размер территории, данная задача является одной из приоритетных. Также через соцсети и распространение подобных технологий на мобильных устройствах, улусы смогут работать друг с другом, это важный инструмент для развития межнационального диалога и сотрудничества, гражданского общества.

При этом считаю, что многое уже было сделано как со стороны республиканской власти, так и со стороны гражданского общества в Республике Саха (Якутия). Недаром в 2015 году республиканский бюджет получит субсидию Минэкономразвития Россия на софинансирование мероприятий в рамках региональной государственной программы поддержки СОНКО. Однако удовлетворяться достигнутым и останавливаться нельзя, надо много работать и двигаться вперед – чего всем нам и желаю.

Оазис для НКО в центре столицы!

Коворкинг – центр Фонда будущих поколений, находится в самом центре города, что очень удобно для работы. В центре совместной работы, на бесплатной основе для сотрудников начинающих некоммерческих организаций предлагаются рабочие места с возможностью подключения к Wi-fi, использование телефона-факса, проведение различных мероприятий, связанных с социальными вопросами, зал оборудован оргтехникой.  

Источник информации: Целевой фонд будущих покалений республика Саха (Якутия) 



 Новости и анонсы