1ea72277-c5a4-49b4-be32-f99d2b6e8bbb
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Социальное партнерство – ключевой фактор в инклюзивном образовании
Дата: 22/04/2015
Автор: Мякшин Николай Александрович

17 апреля 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) прошла Всероссийская конференция "Социальное партнерство в инклюзивном образовании". Как сообщила участник конференции, заведующая правовым центром Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области Елена Шинкарёва, в ходе этого мероприятия было затронуто очень много важных практических вопросов, и сформулирован целый ряд предложений по принятию конкретных мер в развитие инклюзивного образования.

Конференция была организована университетом, в сотрудничестве с Министерством образования РФ, Представительством ЕС в России и РООИ "Перспектива". В ней приняли участие представители некоммерческого сектора, профессионального сообщества, органов власти и местного самоуправления. Участники и выступавшие делились успешными практиками и примерами сотрудничества институтов гражданского общества и власти, межведомственного взаимодействия в развитии инклюзивного образованиякак в российских регионахтак и за рубежом. Подробности на сайте: (http://www.inclusive-edu.ru/life_news/1/640/).

В ходе конференции были озвучены основные проблемы, и предложены пути их преодолнения. Так, до сих пор значительное число детей (5% по статистике Минобрнауки) не получает образования. Поэтому, необходимо проводить постоянный мониторинг и принимать меры во взаимодействии с родителями, чтобы дети учились.

По словам Елены Шинкарёвой, недоступность образования в особенности является проблемой, когда дети проживают в интернатах для детей с умственной отсталостью. До 80% детей при этом не являются сиротами, имеют родителей, однако не проживают дома. В отсутствие поддержки семьи и целостной системы сопровождения детей, проживающих в семьях, родители часто останавливают свой выбор на помещении ребенка в интернат. Так они пытаются решить проблему ухода за ребенком. Между тем, научно доказано, что пребывание в интернате деструктивно влияет на развитие мозга у детей, сокращает продолжительность их жизни и ее качество. Поэтому многие страны выбирают стратегию полного закрытия интернатов.

При этом правильное распределение ресурсов дает значительный рост качественного инклюзивного образования в течение уже первых 10 лет. Залог успешности этого процесса - в привлечении финансистов и специалистов в управление экономическими ресурсами. Дело в том, что огромные средства в бюджете интернатов должны быть сохранены и перенаправлены целевым назначением на развитие специальной помощи при организации инклюзивного образования. Это очень сложно, т ак как довольно сложно провести изменения в бюджетной системе. Однако уже есть положительные примеры таких серьезных реформ.

Успешный проект реализован, в частности, в Молдове. Об этом рассказала президент международной организации по защите прав детей Lumos (Великобритания) Жоржетт Мюлер. Деинституализация (то есть перевод детей в семьи из интернатов) не должна причянить ребенку дополнительный вред. Поэтому нельзя допускать попадание детей в учреждения, нужно, чтобы дети нашли семью, и получали поддержку в местах проживания. Это достигается за счет обособления и переноса ресурсов. Практика реализации проекта в Молдове показала, что два процесса - деинституализация и развитие инклюзивного образования - идут параллельно. Обязательными элементами всего процесса является включение семей и объединение профессионалов разных сфер вокруг ребенка на самом первом уровне.

Опыт Молдовы показал свою успешность, несмотря на экономические трудности в этой стране и политическую нестабильность (за период с 2006 года в стране сменилось 7 правительств). За период с 2007 по 2013 год число детей, проживающих в интернатах, сократилось на 70%, в некоторых регионах Молдовы сейчас интернатов нет совсем. Число детей, обучающихся в инклюзивных школах, за 4 года увеличилось на 47%. Ключевое стратегическое решение заключалось в том, что средства бюджетов интернатов не изымались, а были направлены целевым назначением в школы, на развитие инклюзивного образования.

Анализ расходов на примере Молдовы показывает следующую картину экономики инклюзии:

Содержание ребенка в институте стоит 4100 евро в год

Содержание в малых группах – 3881 евро в год

Содержание в приемной семье – 3382 евро в год

Поддержка семьи 475 евро в год

Инклюзивное образование – 831 евро в год

Проект показал, что одним из результатов деинституализации стало сокращение детской смертности (с 14 до 9 человек на 1000 детей). При этом для включения детей в систему инклюзивного образования нужны дополнительные меры, в обеспечение которых должны включаться различные ведомства.

Очень интересным является опыт межведомственного взаимодействия по реализации специальных условий обучения в г. Томске. По инициативе реководителя территориальной ПМПК Натальи Артюшенко, появилась практика встреч ПМПК с руководителями учреждений (соцзащиты, здравоохранения, образования). Сначала в таких встречах участвовали руководители 8 учреждений, теперь их более 20. Затем между соответствующими министерствами было заключено соглашение о взаимодействии.

Теперь существование межведомственной рабочей группы руководителей учреждений закреплено правовым актом. Группа собирается вместе в «сложных» случаях, то есть, когда у ребенка есть тяжелые и множественные нарушения развития. Тогда, для создания адекватных для него условий развития, нужно объединить усилия разных специалистов, принадлежащих к разным ведомствам. Такой подход, когда специалисты «окружают» ребенка и совместно разрабатывают меры поддержки, дает позитивные результаты. Качество развития и включения в образовательную среду и в жизнь общества становится намного выше. Все дети с ОВЗ получают место в детском саду по достижении 3х летнего возраста. Следовательно, у таких ребят в разы вырастают шансы быть включенными в школьную среду и развиваться при поддержке специалистов, разрабатывающих совместно меры медицинской, социальной реабилитации и обучения.

Как пояснила Елена Шинкарева, социальное партнерство является ключевым фактором в развитии инклюзивного образования. Лучшие позитивные практики инклюзии связаны с партнерством и сотрудничеством различных субъектов образовательного процесса. Этот термин подразумевает участие разных заинтересованных сторон, обмен опытом и сотрудничество при реализации инклюзивного образования. 

Контакты для обратной связи:
Николай Мякшин, председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области, тел/факс (8182) 27-12-80, сайт «Гражданские инициативы» www.sousnko.ru


 Новости и анонсы