77dc8c2a-24dc-48b4-a293-fad257f6bd66
Министерство экономического развития Российской Федерации Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
В Москве стартовал Форум социальных инноваций регионов
Дата: 19/06/2019
Автор: Администратор Портала

Форум проводится Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в третий раз

Тезисы Министра экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкина для выступления в пленарном заседании III Форума социальных инноваций регионов

Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги!

Достижение национальных целей по повышению качества жизни граждан в значительной степени зависит от возможности вовлекать потенциал социальных предпринимателей, частных инвесторов, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Это позволит добиваться как наращивания внебюджетных инвестиций в объекты социальной сферы, так и повышения восприимчивости отраслей социальной сферы к новым технологическим и организационным решениям.


Среди наиболее успешных примеров прошлого года отмечу успешный трансфер технологий социального обслуживания Фонда «Старость в радость» из некоммерческого сектора в государственные учреждения в рамках развития системы долгосрочного ухода. Развитие системы паллиативной помощи.

Исключительно высокие темпы роста показывает компания «Скайэнг», обеспечивавшая цифровую трансформацию процесса дистанционного обучения языкам и ставшей с выручкой более миллиарда рублей одной из крупнейшей в мире компаний в сфере дистанционного образования в мире. В рамках направления «Хелснет» Национальной технологической инициативы реализуются современные походы к развитию системы здравоохранения.

Минэкономразвития России развивает четыре направления, связанные с темой Форума: поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере, государственно-частное партнерство, развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также обеспечение подготовки кадров для цифровой экономики.

В области развития социального предпринимательства, важнейшим инструментом поддержки выступают центры инноваций в социальной сфере, созданные к настоящему времени в 31 регионе страны, в том числе в прошедшем году - 9 новых центров в Волгоградской, Свердловской и Ленинградской областях.

Центры оказывают консультационные услуги по вопросам бизнес-планирования, правового и бухгалтерского сопровождения деятельности, обеспечивают обучение руководителей и работников социальных предприятий.

В течение ближайших шести лет на цели финансирование консультационно-информационной инфраструктуры и мероприятий по развитию социального предпринимательства будет выделено порядка 1,5 млрд. рублей, что позволит обеспечить охват мерами государственной поддержки более 65 тыс. социальных предпринимателей и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность.

Следует учитывать, что развитие социального предпринимательства наряду с общими для развития бизнеса эффектами – создания рабочих мест, ростом налоговых поступлений, также способствует решение важных социальных задач. Поэтому хочу предложить представителям регионов максимально активно использовать предложенный механизм в рамках реализуемого министерством национального проекта по поддержке МСП.

В настоящий момент практически согласовано внесение изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», предусматривающих закрепление понятия «социальное предпринимательство», отражение статуса социального предприятия в едином реестре субъектов МСП, а также закрепление специальных форм и видов поддержки социальных предприятий. Рассчитываем, что окончательная редакция законопроекта может быть поддержана профильным комитетом Государственной думы и принята во втором чтении уже до конца текущего месяца.

Продолжается развитие механизмов ГЧП в социальной сфере. По информации, представленной в том числе из государственной информационной системы «Управление», в настоящее время реализуется 170 проектов ГЧП (включая в том числе концессионные соглашения) общим объемом запланированных инвестиций в 82 млрд. рублей, из которых объем частных инвестиций составляет 55%.
Из них более 30 проектов реализуется в сфере здравоохранения, около сорока – в образовании и спорте, более 60 – в сфере культуры. При этом средний размер проектов варьируется от 1,3 млрд рублей в сфере здравоохранения до 100 млн рублей в сфере культуры.
Более 60% общего объема инвестиций ГЧП в социальной сфере реализуются на уровне субъектов федерации, более трети (36%) – на уровне муниципальных образований. При этом на муниципалитеты приходится три четверти (75%) от общего количества ГЧП проектов. Мы видим большой потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства и готовы совместно с профильными федеральными ведомствами оказывать регионам необходимую поддержку в их реализации.

Министерством разработан законопроект, направленный на повышение привлекательности механизмов ГЧП и активизации притока частных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры при реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Им, в частности, предусматривается совершенствование форм государственной поддержки проектам, реализуемым на основе соглашений
о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений. Это в том числе - введение понятий капитального гранта и обеспечения минимальной доходности частной стороны, а также установление примерного перечня требований к квалификации участников конкурса на право заключения концессионного соглашения и соглашения о ГЧП.

Справочно: Законопроект представлен Минэкономразвития России в Правительство РФ 30.11.2018. В настоящее время ожидается совещание у Первого заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А.Г. Силуанова с целью урегулирования ключевых разногласий по законопроекту с ФАС России.

Мы видим большой потенциал в привлечении негосударственных организаций в решении задач инновационного развития. В этой связи в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в целях переобучения в сфере использования современных информационных технологий будет сформирован механизм персональных сертификатов, позволяющий гражданам самостоятельно выбирать поставщиков оплачиваемых ими образовательных услуг.

К 2024 году воспользоваться сертификатами смогут 1 млн. человек, а уже до конца текущего года жители трех пилотных регионов смогут воспользоваться первыми 5 000 сертификатами. Регионы для пилотного тестирования будут отобраны по итогам открытого конкурса, который будет объявлен в ближайшее время.

Кроме того, в рамках реализации федерального проекта будет создан и запущен онлайн-сервис для обеспечения широкой доступности образовательных решений, направленных на развитие ключевых для цифровой экономики и агрегирующий различные решения от профильных компаний и образовательных провайдеров. Не менее 100 тыс. человек смогут пройти обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности до конца года.

Кроме того, в текущем году подготовку по программам управления цифровой трансформацией пройдут обучение не менее 13 490 работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления, а также 20 000 специалистов и руководителей пройдут обучение по развитию компетенций цифровой экономики, включая компетенции управления, основанного на данных.

Уверены, что цифровые технологии уже сейчас, способны внести крайне высокий вклад в повышение качества и доступности услуг в социальной сферы, поэтому приглашаем представителей органов власти и учреждений социальной сферы максимально активно включится в прохождение этих образовательных программ.

В заключении, остановлюсь на решении задач развития социально ориентированных некоммерческих организаций, которые вносят все больший вклад в решение задач социального развития. В соответствии с поручениями Президента и утвержденным Правительством комплексного плана мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере, регионами был предпринят ряд шагов этом направлении.

В результате, по предварительным данным, представленными регионами по итогам прошлого года, общий объем средств, переданных ими СО НКО на предоставление социальных услуг населению, составил более 39 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем в полтора раза (на 58,4 процента). Указанные средства были распределены между 3,9 тысячами СО НКО, услуги которых получили более 14,5 миллионов человек.

В настоящее в соответствии с поручениями Президента по итогам заседания Госсовета в декабре прошлого Министерством разработаны и завершается согласование законопроектов, обеспечивающих распространение на СО НКО льгот и механизмов поддержки, уже действующих в отношении организаций малого и среднего предпринимательства.

Это касается ограничения сроков проведения проверок, предоставления возможности преимущественной приватизации арендуемого имущества, использования региональных гарантийных фондов и центров инноваций в социальной сфере. Тем самым регионы смогут максимально полно использовать уже сложившуюся инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса для поддержки СО НКО.
На прошлой неделе Министерством внесен на утверждение в Правительство план мер по реализации Концепции развития добровольчества в Российской Федерации и до конца месяца мы планируем внести концепцию и план мер по поддержке благотворительной деятельности. Эти документы, предусматривающие активную роль регионов, обсуждались с участием Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат, некоммерческих организаций. Уверены, что их реализация внесет значимый вклад в решение задач развитие социальных инноваций.

С прошлого года, в соответствии с распоряжением Правительства Минэкономразвития России обеспечивает формирование рейтинга субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания услуг в социальной сфере. Пользуясь случаем, хочу отметить регионы лидеры: это Ханты-Мансийский автономный округ, Хабаровский край, Республика Саха-Якутия, Самарская области и Пермский край.



Открытые данные
Информация о деятельности НКО
 Новости и анонсы